Администрация городского округа Краснотурьинск
+7(34384) 989-02 624440 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Молодежная, дом 1

Обратите внимание

Допускается ли размещение предприятий торговли на придомовой территории

Вопросы о порядке использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования (ст. ст. 44, 44.1 ЖК РФ).

 

Таким образом, для размещения на придомовой территории предприятий торговли и общественного питания, в том числе киосков, ларьков, мини-рынков, павильонов, летних кафе, производственных объектов, необходимо получить согласие собственников помещений многоквартирного дома.

 

Однако в правоприменительной практике индивидуальные предприниматели и юридические лица зачастую сталкиваются с запретом со стороны органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов (далее по тексту – НТО) на придомовой территории многоквартирных домов.

 

По анализируемому вопросу сложилась диаметрально противоположная прокурорская и судебная практика, вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 05 декабря 2019 года № 3274-О и 3273-О, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, пришел к выводу о том, что у органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение НТО на придомовой территории многоквартирных домов, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории многоквартирного дома допускается лишь как дополнение к основным видам её благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению.

 

Данная правовая позиция сложилась у Конституционного Суда РФ при оценке решений нижестоящих судебных инстанций, вынесенных по гражданским делам.

 

В рассматриваемом деле предприниматели и жители многоквартирного дома согласовали аренду земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

 

ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако Верховный Суд РФ в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.

 

В связи с вышеизложенным, несостоявшиеся арендаторы и арендодатели обратились в Конституционный Суд РФ.

 

По мнению Конституционного Суда РФ, положения действующего законодательства не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.

        

Заместитель прокурора города Краснотурьинска советник юстиции  О.С. Колоколова